Александр Австриевских. Комфорт в экстремальной среде

Александр Австриевских умеет преподносить сюрпризы. Обложка этого номера журнала — лишь один из примеров. Мы не были уверены, что Александр Николаевич одобрит предложение сфотографироваться с живым символом наступающего года — а он согласился с легкостью. Как с легкостью отнесся и к своему юбилею, и торжественным поздравлениям предпочел беседу о жизни и бизнесе. В юбилейном интервью мы решили рассказать читателям «Планеты Артлайф» что-то новое, возможно, даже неожиданное про Президента-основателя Компании.

Первые деньги

— Александр Николаевич, вас все знают как опытного бизнесмена, руководителя большого инновационного предприятия, Президента одной из самых крупных российских сетевых компаний… А с какой стороны вас не знают? Расскажите, например, как вы заработали свои первые деньги?

— Первые деньги были небольшие, но они были заработаны тяжелым физическим трудом. После второго курса я пошел на производственную практику. Мне пришлось работать на Южно-Уральском машиностроительном заводе подручным оператора карусельного станка. Мы обрабатывали огромные корпусные детали для экскаваторов и другой крупной техники. А потом я всю ночь убирал огромной совковой лопатой металлическую стружку. За смену я перекидывал не меньше тонны.

— На что вы потратили первую зарплату?

— Я купил счетную машинку «Электроника-60» — тогда это была диковинка, их даже калькуляторами еще не называли.

Средний бизнес мирового масштаба

— Сейчас вы вышли на качественно иной уровень работы и доходов. Как вы считаете, Компанию Артлайф можно назвать большим бизнесом?

— С точки зрения налогообложения, объемов производства, мы официально относимся к среднему бизнесу. Но если судить по объему работы Компании: создание биотехнологического кластера, проектирование, разработка, производство, сбытовая структура, плюс несколько параллельных проектов (Артлайф-Техно, Артлайф-Флора), плюс производство в сопредельных государствах — то это большой и масштабный проект.

— Чтобы управлять этим проектом, сколько часов в сутки вы работаете?

— Изначально приходилось работать достаточно много: работал весь световой день и вечерние часы, даже ночью думал и размышлял о работе. Через это проходят все предприниматели в любой сфере бизнеса. Это неизбежный путь, если ты хочешь добиться чего-то в этой жизни. По прошествии  времени, когда ты становишься истинным профессионалом, подчеркиваю — истинным, — ты уже можешь относиться к родной работе как к бизнесу и начинать искать какие-то способы отвлечься. В частности, я нашел отвлечение во всевозможных походах, путешествиях. Острота в бизнесе осталась, и Компания Артлайф по-прежнему — самое важное дело в моей жизни, которому я посвящаю все возможное время. Но иногда и отдыхать нужно — это верно на 100%. Невозможно пять, десять, пятнадцать лет сутками «вариться» в одном и том же, необходимо разнообразить жизнь.

— Вы измеряете успех больше цифрами или ощущениями? Что является для вас ориентирами при постановке целей?

— Если сравнивать цифры и ощущения, то, конечно, ощущения важнее. Это стремление пойти вперед, не повторять какие-либо начинания, которые уже появились в Томске и даже на территории России, а создавать свое. Те проекты, которые мы реализуем в последние 10 лет, всегда первые. Таких примеров много. Это и мультикапсы, и мягкие желатиновые капсулы, и твердые желатиновые капсулы, и пейнтбольные шары. Это псевдосжиженный слой — никто из производителей БАД не обладает таким оборудованием, а у нас еще в 2000 году появилась первая установка. Плюс многие другие производственные технологии тоже впервые внедрены в нашей Компании.

Повод для гордости

— Наверняка вас не раз спрашивали, были ли у вас мысли работать за рубежом. Вы могли бы, например, остаться в Америке и развивать бизнес там. Почему вы выбрали Россию?

— Я думаю, что в Европе или в США малому предпринимательству проще. Правила игры известны, все ясно и понятно. Если ты 24 часа в сутки посвящаешь своему бизнесу — почти наверняка у тебя что-то получится. Пока у тебя маленькая компания и ты сам выполняешь 50 управленческих функций — все зависит только от тебя. В России у предпринимателя возникают дополнительные сложности: постоянно меняются законы, идет  большое давление со стороны всевозможных контролирующих органов... Тем не менее, когда речь идет о серьезном бизнесе, о производственном секторе — больше возможностей для работы на родине! Когда компания разрастается, выходит за рамки малого бизнеса — ты как руководитель опираешься на коллектив, на специалистов. Тебе нужны инженеры, химики, механики, электронщики, технологи, фармацевты, пиарщики, маркетологи и многие другие. Эту команду нужно собрать, ее нужно сплотить. Сможешь ли ты сделать это в чужой стране, с людьми, у которых совершенно другой менталитет? Командой Артлайф я горжусь и уверен, что любой руководитель был бы горд таким коллективом! Важно для бизнеса и то, что на родине ты лучше понимаешь рыночную ситуацию и можешь ее в определенной степени прогнозировать.

— Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в российском бизнесе? Какие перспективы в условиях кризиса вы видите для российского предпринимательства и Компании Артлайф в частности?

— Сравнивая с тем, что происходит за рубежом, особенно в наших отраслях – биотехнологиях, фармацевтике, пищевой промышленности, — замечу, что в России ситуация лучше. Да, часть предприятий разорилась или ушла с рынка. Но тот, кто выживает в период очередного кризиса, становится еще сильнее.

Мы были готовы к кризису, и не только морально. У нас на предприятиях полностью завершено тех перевооружение. Сейчас работаем над энерго-эффективностью, решаем вопрос экономии потребляемой тепловой и электроэнергии, ряд объектов будет переведен на альтернативные источники. Используем новую технологию — тепловые насосы, которые позволяют добывать теплоносители из недр земли. Для этого бурим скважину глубиной один километр. Во всех корпусах реализуем программу энергосбережения. В целом в этот проект будет инвестировано более 10 миллионов рублей, и в результате потребление электроэнергии уменьшится примерно в 3–4 раза.

Мы настроены оптимистично. У нас великолепное оборудование, которое считается одним из лучших в России, и очень широкий сегмент выпускаемой продукции. Постоянно разрабатываем и выводим на рынок уникальные новинки. Мы являемся одним из самых успешных производителей отрасли. В следующем году начнем строительство собственных помещений в Подмосковье. Есть очень интересные проекты, грандиозные планы, но пока это коммерческая тайна. Пусть это громко звучит, но я уверен, что мы непотопляемы.

Интуиция или анализ

— О вашей потрясающей интуиции ходят слухи. Говорят даже, что вы видите будущее на десятки лет вперед. Расскажите, как вам удается предвидеть события.

— Думаю, интуиция есть у каждого... Но я не предвижу будущее. Я предполагаю, что события могут развиваться определенным образом, потому что я достаточно глубоко погружен в тему своей производственной практики. Чутье основано на анализе фактов, и пока оно меня не подводило.

— Чтобы привлечь удачу, некоторые выстраивают интерьер по принципам фэн-шуй, другие обращаются за советом к звездам и составляют гороскопы... Верите ли вы в приметы, есть ли у вас личные способы привлечь удачу, не основанные на рациональном расчете?

— В приметы я не верю. Если черная кошка перебегает дорогу — внимания не обращаю. К гороскопам отношусь скептически. Прислушиваюсь только к своим внутренним ощущениям.

Идеи и люди

— Вы часто удивляете всех, а удивляют ли вас Партнеры и сотрудники? Предлагают необычные идеи?

— Да, на самом деле удивляют. Все Партнеры Артлайф настолько разные, они бывают настолько непредсказуемы в каких-то ситуациях... И удивляюсь я не показателям работы, а совершенно другим фактам, каким-то личностным характеристикам. Например, недавно сотрудница Компании подарила мне сборник своих стихов — я не предполагал, что этот человек пишет и издает свои стихи. Удивляет, когда узнаешь, что кто-то из давно известных Партнеров является выдающимся спортсменом, играет в театре, занимается альпинизмом…

— От кого и когда вы слышали самую лучшую похвалу в свой адрес?

— К любого рода оценкам я отношусь сдержанно, не обращаю внимания на красивые слова и пафосные эпитеты.

— Приходилось ли вам проводить деловые переговоры в необычных условиях?

— Да, например, в тайге. Причем не только с россиянами, но и с иностранцами. Это было искрометно. Мы плавали по озеру, ловили щук и параллельно обсуждали ряд деловых вопросов. После этого партнеры в качестве благодарности прислали фотографии с этой поездки, отпечатанные в виде красивого буклета.

Отдых как приключение

— Руководить крупной компанией, принимать решения — это всегда риск, на отдыхе вы тоже предпочитаете экстрим. Вы проводите для себя какую-то грань, где говорите себе: «Стоп, дальше я не рискую, этого достаточно»?

— Да, несомненно. Я рискую там, где комфортно себя чувствую в экстремальной среде. Например, вездеходы, снегоходы, дальние путешествия, экстремальные ночевки в палатках в минус 30–40 — это да. Но я не занимаюсь горными лыжами, дайвингом — там чувствую себя некомфортно, это не мое.

— Расскажите о самых необычных приключениях на отдыхе.

— Например, совсем недавно мы ездили на рыбалку в глухую тайгу за 400 км от Томска. Улов был невелик, зато экстрима предостаточно: преодоление рек и болот, утопленный джип, сломанный вездеход... До этого была очень интересная поездка на Камчатку, где я провел больше недели. Летали на двух вертолетах, сплавлялись по камчатским рекам, ловили рыбу, ели икру...

— Вам приходилось встречаться с медведями?

— Встречи с медведем происходят, к счастью, не часто. Последний раз мы видели медведя на Камчатке летом этого года. Этот медведь отстаивал свои права на территорию. Ревел, всячески обозначал, что он здесь хозяин. Вставал на задние лапы, демонстрируя свою мощь. Но народ в компании оказался не из робких. Мы несколько раз выстрелили в воздух, и медведь решил ретироваться.

— Стрелять в самого медведя не стали?

— Лично я в зверей не стреляю. В этом году не подстрелил даже ни одной утки. Оружие вожу только ради собственной безопасности. Это принципиально. И рыбу, которую ловим, всю отпускаем, с собой не берем. Рыбалка — это интересный отдых, свежие впечатления, удовольствие. И друзья относятся к этому так же.

Все необходимое — в продукции Артлайф

— Все отмечают, что вы замечательно выглядите. Конечно, это естественно для человека, который много лет работает в индустрии здоровья. Тем не менее, поддерживать отличный внешний вид для вас — это имиджевая необходимость или удовольствие?

— К сожалению, мне не особо удается следить за собой. Поэтому, по всей видимости, это заслуга продукции Артлайф. Употребляю ее постоянно, практически всегда, в течение года перерыв составляет в общей сложности не более 2 месяцев.

В 1997 году меня поразил один из американцев, с которым мы сотрудничали: он каждое утро принимал по две–три горсти витаминов! Нужно сказать, что в свои 53 года он выглядел великолепно. Это произвело на меня огромное впечатление.

— Наверное, для Президента Компании на производстве могут изготовить какой-то эксклюзивный продукт по специальному рецепту?

— У нас была подобная задумка. Еще лет десять назад мы с Андреем Алексеевичем Вековцевым обсуждали, что можно сделать эксклюзивные продукты для Лидеров Компании Артлайф. Такая практика в мире существует. Но мы инновационная Компания и все лучшие разработки мы сразу делаем доступными и выпускаем в сеть.

Экстрим в новогоднюю ночь

— Как вы относитесь к праздникам — например, Новому году?

— Праздники я не особо люблю. Но Новый год любят все. Это хороший, добрый, семейный праздник. Я не являюсь исключением, встречаю его с семьей и друзьями на Заимке.

— Вы всегда встречали Новый год дома, в теплой компании, или бывали случаи необычного празднования?

— Был один необычный случай. В 1982 году я поехал на новый год к Татьяне, моей будущей жене. Я учился в Томске, она жила в городе Орск Оренбургской области. Я сдал пораньше зачетную неделю, и у меня было 3–4 дня каникул. Я ехал поездом. Ждать электрички из Челябинска до Орска нужно было до утра, я потерял бы целый день. Поэтому я договорился с машинистами и всю ночь с 31 декабря на 1 января провел в локомотиве в товарном вагоне. Вместе со мной ехал еще один «чудак», и мы с ним встретили новый год, выпив бутылку шампанского. Это была экстремальная новогодняя ночь. Зато к любимой я приехал в пять утра, чем очень ее удивил.

 

 

 

 

 

Содержание номера

Классическое определение термина «харизма» дал в 19 веке немецкий социолог Макс Вебер: «набор качеств личности, признаваемых необычайными, благодаря которым она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, недоступными другим людям». Однако, само слово пришло еще из древней Греции, переводилось дословно как «божественный дар» и носило значение близкое к современному — способность притягивать к себе внимание. В разных трактовках термин «харизма» использовался практически во всех мировых религиях.

Читайте на стр. 14

Окончание. Начало в «Планете Артлайф» №4’2010

Наталья НЕПОКОРОВА,

Партнер Компании в статусе Президент, г. Санкт-Петербург

Читайте на стр. 22

Эдуард ЗИНЕНКО,

Партнер Компании

в статусе Бриллиантовый Директор, Украина, г. Макеевка

Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — человек в какой-либо группе (организации), пользующийся большим, признанным авторитетом, обладающий влиянием. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения, играющий центральную роль в организации совместной деятельности, имеет право регулировать взаимоотношения в этой группе.

Читайте на стр. 26

Александр Австриевских умеет преподносить сюрпризы. Обложка этого номера журнала — лишь один из примеров. Мы не были уверены, что Александр Николаевич одобрит предложение сфотографироваться с живым символом наступающего года — а он согласился с легкостью. Как с легкостью отнесся и к своему юбилею, и торжественным поздравлениям предпочел беседу о жизни и бизнесе. В юбилейном интервью мы решили рассказать читателям «Планеты Артлайф» что-то новое, возможно, даже неожиданное про Президента-основателя Компании.

Первые деньги

Читайте на стр. 32

Красота