Школа продавца от Радмило Лукича
Радмило ЛУКИЧ — бизнес-тренер, бизнес- консультант. Один из наиболее знаменитых тренеров СНГ по управлению продажами, продажам и переговорам.
Автор и разработчик методик продаж крупным клиентам и организации процесса продаж, методики психологической подготовки продавцов. Убежденный сторонник теории, что великим продавцом не обязательно рождаются — им становятся в процессе обучения и работы
Возражение по цене — одно из самых распространенных и труднопреодолимых препятствий для начинающего дистрибьютора. Зачастую отказ от покупки новичок воспринимает как личное оскорбление, вступает в спор и кроме того что срывает сделку, и, — благодаря своему напору теряет Клиента вообще. Или же, желая все-таки угодить Клиенту и получить хоть какую-то выгоду от последующих бонусов по Маркетинг-плану, дистрибьютор идет на уступки, делает скидки, продает товар по заниженной цене. В результате обоих вариантов дистрибьютор теряет прибыль. Итог таких продаж: много телодвижений — мало дохода. В ближайших выпусках журнала я расскажу вам идеи, как можно эффективно действовать, когда Клиент говорит «Дорого!»
Наша цель — смягчить возражения по цене. Эта модель состоит из трех шагов:
1 шаг: прояснение
2 шаг: промежуточный этап
3 шаг: ответ
1. Прояснение
Цель: заставить собеседника более развернуто сформулировать возражение. Это дает вам более полную информацию о причине его недовольства и время на обдумывание ответа.
Пример
Возражение: Ваша цена намного выше, чем у конкурентов!
Вариант прямого вопроса: Не могли бы вы уточнить, что значит «намного выше»?
Вариант переформулированного ответа: То есть вопрос в том, что есть необходимость аргументировать, почему наш товар дороже товаров конкурентов?
Методика
Прояснять возражения необходимо задавая вопросы, а не повествуя опровержения.
Цель вопросов:
■ убедиться, что покупатель сравнивает товары одного порядка;
■ убедиться, что цена — это единственное, что заботит Клиента;
■ выяснить, устраивает ли ценность продукта при том, что не устраивает цена (товар нужен, но действительно не позволяет бюджет);
■ выяснить, не является ли ценовое возражение стандартным действием для поднятия Клиентом собственного статуса в своих глазах;
■ убедиться, что Клиент — последнее звено в принятии решения о покупке;
2. Промежуточный этап (буфер)
Цель: «Присоединение» к Клиенту, демонстрация согласия, понимания, заботы.
Пример
«Да, деньги — это один из поводов для беспокойства».
«А сколько вы планировали заплатить?»
«Я понимаю, чем вы озабочены. Я думаю, в этом случае я чувствовал бы себя почти так же».
Методика
В построении фраз на этом этапе избегайте техники «да / но». Когда вы говорите слово «но», это перечеркивает все сказанное ранее: «Я понимаю Вас, но посмотрите на это с моей точки зрения».
Также избегайте выражений «тем не менее» и «хотя» — это многосложный способ сказать «но». Всегда лучше использовать «и» в противовес «но»: «Да, я понимаю вас, и давайте рассмотрим другой вариант». Техника «да / и» гораздо мягче и позволяет вам отстаивать свою позицию без спора.
3. Ответ
Цель: ответить на возражение и вернуться к предшествующему этапу переговоров с Клиентом.
Методика
Отвечайте на возражение по одной из четырех стратегий:
■ Дополнительно проинформируйте покупателя: опишите необходимые качества и преимущества продукта или Компании, убедите Клиента в том, что они действительно отвечают его потребностям, или исправьте недопонимание ваших продуктов, Компании или услуг.
■ Проговорите еще раз нужды покупателя. Предложение сработает тогда, когда восприятие ценности товара превысит восприятие цены. В данной ситуации имеет смысл пройтись по списку его потребностей и оговорить критерий выбора товара. Эта стратегия хороша, когда собеседник сомневается. Когда вы делаете обзор потребностей, покупатель лучше понимает, что важно для него. Это увеличит его мотивацию поменять решение.
■ Объясните, что содержит разница в цене, за какие качества товара берутся деньги. Ваша цель — продемонстрировать покупателю, даже если он и переплачивает сравнительно небольшую сумму, что он получает то, что ему действительно нужно.
■ Согласитесь с замечанием и используйте его в свою пользу. Создайте ситуацию, чтобы оно звучало не как отказ, а как отсрочка принятия решения. Обговорите, сколько надо времени, чтобы подумать и вернуться к разговору о покупке.
Это лишь одна из многих методик работы с возражениями. Главное — не бояться возражений по цене, не позволять им заставать вас врасплох. Предвидьте их и готовьтесь к ним. Если вы подготовлены — вы более уверены в себе. А это, в свою очередь, поможет вам быть настойчивым без риска показаться надоедливым. И помните: удачная продажа — это доход плюс удовлетворение собственного профессионального достоинства!