Роли: свои и чужие

«У него ничего никогда не получится, он просто не создан для бизнеса…»

«Ты — тряпка, ты не можешь пойти и попросить больше денег…»

«Когда я думаю о том, что нужно подойти и заговорить, у меня подкашиваются ноги…»

«Колька весь день сидит в Интернете, а продает больше нас всех вместе взятых...»

«Личность представляет собой систему ролей, в которых она проявляется»

Жизнь человека — это огромное количество разноплановых действий, сознательных и неосознанных. Мы по-разному воспринимаем и оцениваем одну и ту же информацию. Принимаем разные решения и по-разному действуем, реагируем, выражаем мысли и эмоции. По-разному выстраиваем и разрушаем взаимоотношения с другими людьми. Что влияет на наше поведение?

Почему в одной и той же ситуации одни поступают так, а другие — иначе? Почему одни играючи решают проблемы, а другие не могут избавиться от них годами? Почему одни без лишних слов мастерски выполняют работу, про которую другие знают все, а сделать не могут?.. Занятые поиском ответов на эти вопросы, мы стремимся найти правильную оценку собственного потенциала, оптимальные пути самореализации и, что важно, возможность лучше понимать окружающих. Человечеством было придумано множество типологий: от самых древних — гороскопической астрологии и нумерологии — до новейших разработок в области социологии, педагогики, социальной психологии, менеджмента, психологии управления, управления человеческими ресурсами, конфликтологии, физиологии и др.

Их интерфейс разный, но краеугольные вопросы, на которые искали ответы разработчики, общие:

  • что в нас заложено генетически, а что сформировано жизненным опытом и окружением;
  • можно ли корректировать личностные характеристики человека для более эффективной самореализации в личном, социальном и профессиональном пространстве. Другими словами, играем ли мы в собственные игры или принимаем роли и реализуем чьи-то сценарии.

Несколько мнений

Характер и личность определяются привычками. Не зря говорят: «Посеешь мысль — пожнешь поступок; посеешь поступок — пожнешь привычку; посеешь привычку — пожнешь характер;

посеешь характер — пожнешь судьбу». Или: «Привычки — все равно что канат, в который мы

ежедневно вплетаем нить за нитью — и скоро его будет невозможно разорвать», хотя здесь, наверное, правильнее заменить слово «невозможно» на «очень сложно». Канат может быть разорван. Привычки можно приобрести, и от них можно избавиться. Но это не дело одной минуты. Может потребоваться длительный промежуток времени и огромная сила воли.

«Привычки играют огромную роль в нашей жизни, потому что они представляют собой неизменные, часто неосознанные образцы, которые постоянно, изо дня в день, выражают характер человека, обусловливая как жизненный успех, так и жизненную неудачу», — цитата из книги специалиста по вопросам руководства, управления жизнью, преподавателя и консультанта по организационному управлению «Семь навыков преуспевающих людей» Стивена Кови.

Отталкиваясь от данного постулата, Стивен Кови предлагает в своем бестселлере семь навыков (или принципов) успешных людей, философию жизни, которая в то же время наилучшим образом гарантирует успех в бизнесе. Автор утверждает, что большинство людей сформировались под влиянием «социального зеркала» — руководствуясь чужими мнениями и парадигмами. Он культивирует ПРОактивное отношение к жизни, способность каждого стать сценаристом. По мнению Кови, каждый человек, независимо от врожденных и приобретенных качеств, способен изменить свою жизнь в нужном направлении.

Чем выше ваша про активность, тем эффективнее вы организуете свою жизнь и тем чаще принимаете решения в духе выигрыш /выигрыш. Чем больше усилий вы прилагаете, чтобы овладеть одним из навыков, обеспечивающих личную независимость, тем эффективнее ваша деятельность в обществе. А обновление — это процесс, замыкающий в круг остальные навыки.   Эрик Берн, автор бестселлера «Люди, которые играют в игры», считает, что «у каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания, а с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем».              

Другими словами,  поведенческая модель не инертная данность, а изменяющаяся динамическая роль. «Каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего «Я»: он играет «Родителя», «Взрослого» или «Ребенка». Люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое. В роли «Родителя» он все знает и понимает, учит и направляет, а в роли «Ребенка» ему нужны эмоции, свобода и творчество.

 Мы выбрали эти цитаты, чтобы показать, что сознательно или неосознанно всех нас с колыбели учат думать, чувствовать, воспринимать окружающий мир. Освободиться от этого влияния становится сложно, поскольку оно обычно бывает глубоко укоренившимся. К тому же в первые 2-3 десятилетия жизни оно необходимо человеку для биологического и социального выживания.

Есть ли выход? Насколько заложенное и приобретенное влияет на нашу жизнь, на наше настоящее и будущее?

«Самое неприятное в этом то, что нашу реакцию программировали не мы, а зачастую малограмотные и недалекие люди. Это так же, как очистить замаранный лист, на котором писали все, кому не лень. Все, у кого хватило наглости думать о себе, как о человеке, который может чему-то научить», — считает, один из основателей отечественного бизнес-консалтинга Юрий Мороз.

Любое разграничение по типологическим особенностям, на его взгляд, есть ограничение. И любые качества, присущие человеку в той или иной мере способны быть развиты и использованы ему во благо.

К чему все это?

К тому, что часто действия или бездействие человека, его эффективность определяются (или обосновываются) его типом (набором качеств или характеристик). И главное, в чем сходится большинство авторов психофизиологических и социально-коммуникативных типологий:

  • люди, независимо от врожденных или приобретенных характеристик и способностей, не могут быть плохими или хорошими. У каждого есть свои «плюсы» и «минусы», свои сильные стороны и стороны, над которыми стоит поработать;
  • не существует рамок, ограничивающих человека. Все качества личности можно развить, усилить или научиться эффективно использовать.

Будьте настоящими! Работайте над собой!

Содержание номера

«У него ничего никогда не получится, он просто не создан для бизнеса…»

«Ты — тряпка, ты не можешь пойти и попросить больше денег…»

«Когда я думаю о том, что нужно подойти и заговорить, у меня подкашиваются ноги…»

«Колька весь день сидит в Интернете, а продает больше нас всех вместе взятых...»

«Личность представляет собой систему ролей, в которых она проявляется»

Читайте на стр. 12

Ваш потенциал в соответствии с ролью, которую играете в бизнесе

Читайте на стр. 16

Ирина ХАКАМАДА,

общественный деятель, писатель, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

«Как бы ни были велики силы,

противостоящие вам, самое главное —

быть абсолютно к ним равнодушными.

И делать свое дело»

Читайте на стр. 26

В связи с выпуском геля Funny Vit (Веселые витаминки) Компания рекомендует Партнерам обратить внимание на такую форму продвижения товара, как детские праздники. Ведь царящая на них теплая атмосфера настраивает всех участников — от мала до велика — на доброжелательный лад. А так как счастливые люди открыты всему новому, информация о продукте для поддержания детского здоровья ложится на благодатную почву. С момента объявления конкурса «Фаня ищет друзей» Партнеры Артлайф порадовали огромное число детей и их родителей праздниками самого разного формата и масштаба.

Читайте на стр. 28