ОПТИМИСТИЧНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ НА КРАЮ БОЛОТА
Когда-то одна известная обувная фирма решила продавать свою продукцию в Индии. Два лучших её эксперта отправились изучать будущий рынок сбыта. Через несколько дней один из них вернулся со словами:
— Здесь никто не носит обувь. Не стоит зря тратить время и силы на эту страну!
А через некоторое время в компанию пришёл факс от его коллеги:
— Потенциал рынка просто невероятный. Здесь ещё никто не носит обуви!
Притча — ложь, да в ней намёк: в одной и той же ситуации один видит непреодолимую преграду, другой — прекрасную возможность. Никто не призывает нас водрузить на нос розовые очки. Нам всего лишь советуют, мягко и ненавязчиво: а шоры-то снимите. Без них даже на краю болота мы разглядим не только коварную трясину, которая готова любого поглотить с головой, но и вешки, по которым её можно перейти, и отличную сухую площадку, где можно развернуть завод по переработке торфа...
Традиционные принципы управления бизнес-процессами, построенные на чёткой системе планирования и системном подходе, зачастую дают сбой. И вот, казалось бы, прекрасно спланированный алгоритм, опробованная годами стратегия больше не работают, и всё идет кувырком. Наверняка в подобной «шкуре» доводилось бывать каждому. И какое-то время — чтобы спасти положение — ключевым руководством становился принцип «Главное правило — отсутствие правил».
Современные теории управления бизнесом, независимо от масштаба этого бизнеса, будь то корпорация или частная практика, выделяют два подхода: СИСТЕМНЫЙ и СИТУАЦИОННЫЙ.
Сегодня как никогда актуально говорить о СИТУАЦИОННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ.
Основной его принцип базируется на том, что центральным моментом в управлении является СИТУАЦИЯ. То есть конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на процесс достижения цели в конкретное время. Соответственно, пригодность и эффективность используемых вами инструментов и методов определяется каждой конкретной ситуацией.
Итак, как определить момент, когда необходимо включать ситуационное мышление?
Вот несколько типичных случаев, когда традиционные методы ведения бизнеса начинают давать сбой.
1. АВРАЛ. Мероприятие, акция, выезд в новый регион при дефиците времени и человеческих ресурсов.
2. КРИЗИС ЖАНРА. Бизнес упёрся в потолок — не растёт, несмотря на все усилия, а то и вовсе идёт на спад.
3. КРИЗИС ИЗВНЕ. Спад в экономике, «не сезон» и прочие, не зависящие от вас, причины снижения потребительской активности.
4. КОМАНДА В ЗОНЕ КОМФОРТА. Снижение мотивации достигших определённых успехов лидеров вашей организации. Как следствие, потеря рычагов управления и торможение роста общих результатов.
5. СТРЕСС (ВНУТРЕННИЙ АВРАЛ). Вы крутитесь как белка в колесе по 10-12 часов в день. Все силы уходят на развитие бизнеса, а не на достижение своих личных целей, ради которого он и был начат.
Узнали себя в какой-то из ситуаций? Самое время действовать по-новому!
В каких случаях эффективен ситуационный менеджмент?
Сначала небольшая ремарка. Во-первых, ситуационную (родственные понятия — адаптивную, антикризисную) модель достижения бизнес-целей нельзя назвать «боем без правил». Скорее, она предполагает большую вариативность действий, опираясь на особый способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Во-вторых, ситуационный менеджмент следует рассматривать как альтернативный вариант при непредвиденных обстоятельствах, а не как правило ведения бизнеса.
Несоблюдение этих пунктов повлечёт за собой большие негативные последствия, и ваша модель управления, увы, извините за прямоту, будет больше подходить под определение хаоса, или, по-простому, бардака, и ни к чему хорошему не приведёт.
Ситуационный менеджмент хорош и эффективен прежде всего в кризисных ситуациях, когда, как вам кажется, обстоятельства становятся сильнее ваших возможностей. Причем это могут быть как внешние обстоятельства, тормозящие реализацию ваших целей, так и внутренние, связанные с мотивацией ваших партнёров и даже с собственной мотивацией.
Мы постарались обобщить различные взгляды и теории на тему управления собой и бизнесом и достижения поставленных целей вопреки окружающим факторам.
Развиваем ситуационное мышление
Для того чтобы трезво ориентироваться в сложных ситуациях, необходимо очистить своё мышление от некоторых заблуждений и стереотипов.
1. «Система бьёт класс»
Важно в любой ситуации действовать системно и придерживаться планов и алгоритмов.
Во-первых, любое планирование — это прежде всего инструмент самоконтроля. Инструмент гибкий и нацеленный на эффективность. И его гибкость не в том, что можно действовать по принципу «Слово дал — слово забрал», а в том, что для выполнения ситуационных задач, не противоречащих достижению главной цели, план можно и нужно корректировать. Эффективность — главный критерий ценности любого планирования.
Совет эксперта:
«Если вы не предсказатель, то долгосрочное бизнес-планирование будет для вас не более чем гипотезой. Существует слишком много факторов, на которые вы не можете влиять: рыночные условия, конкуренты, клиенты, состояние экономики и т. д. Планы не совместимы с импровизацией. А у вас должна быть возможность импровизировать. Переименуйте ваши бизнес-планы в бизнес-гипотезы. Оставляйте себе шанс сказать: «Мы пойдём в новом направлении, потому что сегодня это имеет смысл».
2. Будут ошибки — ерунда, на ошибках учатся!
Распространённое заблуждение (обратное пункту 1), часто приводящее к деструктивным действиям, что в кризисных ситуациях необходимо действовать не думая, быстро и стремительно! В затруднительных ситуациях, рекомендуют опытные лидеры, не всегда стоит действовать импульсивно, целесообразнее взять маленький тайм-аут для разглядывания победы.
Перед тем как начать прилагать усилия, не бойтесь потратить время на вычисление точного места их приложения. Тогда и усилия сэкономите, и быстрее добьётесь результатов.
Совет эксперта:
«Значимость обучения на ошибках завышена. Ибо вы познаете то, что не нужно делать. Но насколько это ценно, если вы по-прежнему не знаете, что вам следует делать? На будущее — да, в копилку. Но в ситуации аврала или кризиса вам-то надо решать проблемы и действовать здесь и сейчас. Отвлекитесь от внутренней команды «Как можно быстрее!». Планёрки, пятиминутки, тайм-ауты для «мозгового штурма» со своими ключевыми партнёрами, составление чек-листов на 2-3 дня, а то и на ближайшие сутки — самый действенный метод работы в авральной ситуации».
3. Опыт и знания — главный помощник
Третье заблуждение в том, что ваш нажитый опыт и знания — главные помощники в преодолении сложных ситуаций.
Так-то оно так, но... На основе жизненного опыта формируется наша картина мира. Эта картина, в свою очередь, определяет наше видение действительности и реакцию на всё происходящее. И неожиданности во время, казалось бы, тщательно спланированного пути к достижению цели зачастую лишь следствие несоответствия действительности и нашей картины мира. Ситуационное мышление основано на выявлении причинно-следственных связей при столкновении с проблемой, а не на полагании на собственный опыт.
Совет эксперта:
«Игнорируйте реальный мир! Есть еще одна сторона этого заблуждения. «В реальном мире, да ещё и в наше время, это никогда не сработает», — возможно, так партнёры среагируют на ваши идеи. Помните, что они также говорят не о реальном мире, а о своей картине мира. Это их интерпретация действительности. К вам она не имеет отношения! И у вас все шансы остаться победителем».
4. «Вижу цель, не вижу преград»
Последнее и, пожалуй, главное, на чем стоит заострить внимание. Героический принцип «Вижу цель, не вижу преград», наложенный на желание пробивать лбом стены и уверенность, что человеку подвластно всё, — самый большой враг ситуационного мышления.
Если бы всё зависело от силы наших намерений, то достаточно было бы тренингов по лидерству, чтобы все люди могли добиваться успеха. Одному средневековому святому приписывают мудрость: «Господи, дай нам силу изменить то, что мы в состоянии изменить. Смирение принять то, что мы изменить не в состоянии. И мудрость, чтобы отличить первое от второго». В этой фразе очень ёмко описан принцип, позволяющий эффективно достигать поставленных целей в самых сложных обстоятельствах.
Учимся решать самые сложные задачи
Нижеописанная формула отражает смысл психологической концепции «Каузальный интеллект» — три составляющие мышления человека, которые максимально увеличивают шансы решать самые сложные задачи.
1. УМЕНИЕ УПРАВЛЯТЬ ВНЕШНИМ МИРОМ (МЕНЕДЖМЕНТ, ВЛАСТЬ, ТВОРЧЕСТВО)
Базовые способности:
• способность ясно видеть и системно мыслить;
• способность преобразовывать процессы из «того, что есть» в «то, что должно быть»;
• умение совершенствовать силы намерения и самомотивации;
• навыки своевременности и точности усилий и действий.
2. СПОСОБНОСТЬ ПРИНИМАТЬ СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ МЫ НИЧЕГО НЕ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ, И ЧЕРПАТЬ ВЫГОДУ ДАЖЕ ИЗ НИХ
Базовые способности:
• умение работать с чувствами и эмоциями;
• способность изменять и расширять свою картину мира, принимать картины мира других;
• умение понимать, благодарить и прощать;
• способность к сохранению внутреннего баланса самооценки и пониманию самоценности.
3. СПОСОБНОСТЬ РАЗЛИЧАТЬ ИЗМЕНЯЕМОЕ И НЕИЗМЕННОЕ
Базовые способности:
• развитая интуиция;
• открытость к экспериментам и новаторство;
• наблюдательность и внимательность;
• открытость мышления и сознания;
• умение быстро и взвешенно реагировать на ситуацию;
• способность проецировать свою картину мира на окружающую действительность.
Гармонично развивая эти три составляющие, по мнению авторов данного подхода, любой человек способен обрести силу «мечтать по-крупному» и воплощать свои мечты в любой ситуации. Несмотря на то, что системное описание данная теория получила сравнительно недавно, практика показывает, что эффективность человека в сложных ситуациях в жизни и в бизнесе во многом определяется гармоничным развитием способностей по каждому из трёх направлений.
Начинаем действовать по-новому
Проведём ревизию ваших моделей поведения в той или иной ситуации. Может, пора менять правила?
ПЯТЬ АНТИКРИЗИСНЫХ ПРАВИЛ
1. ПРАВИЛЬНО ИНТЕРПРЕТИРУЙТЕ СИТУАЦИЮ
Необходимо чётко отдавать себе отчет в том, какие факторы негативно повлияли на ваш процесс достижения цели, в чём их причины, можете ли вы повлиять на них. И на основе этого анализа понять, какой эффект вызовут действия, направленные на изменение или преодоление этих факторов. Не факт, что попытка воздействовать на причины кризиса не повлечет за собой больший кризис.
2. РАСШИРЯЙТЕ КОЛИЧЕСТВО СТРАТЕГИЙ НАСТУПЛЕНИЯ
Эксперты рекомендуют в ситуации, когда необходим бизнес-прорыв, проработать минимум пять бизнес-стратегий. И не просто положить их «про запас», а начинать делать первые шаги по каждому из направлений. Пытаться как можно быстрее получить первые результаты, возможно и негативные, чтобы оценить тот или иной план, расставить приоритеты и, не растрачивая силы на всё сразу, определить самые перспективные направления.
3. «ЛОШАДЬ СДОХЛА — УБЕЙ ЕЁ»
Даже динозавры вымерли из-за своего консерватизма, не подстроившись к новым погодным условиям. Выбрасывайте из своего багажа то, что не работает. Какими бы эффективными эти инструменты и стратегии ни были в прошлом. Не позволяйте опыту из прошлого ограничивать поиски нового. Если стратегия не дает отдачи от рынка, от клиентов, от партнёров, консервируйте её как можно раньше. И переходите к пункту 2. В кризис нет времени ждать и упорствовать.
4. ПРИОРИТЕТ ТАКТИКИ В ПОЛЬЗУ СТРАТЕГИИ
Действуйте от «ядра» решаемой цели, не тратя драгоценные время и ресурсы на масштабные замыслы. Просчитанный минимум персонала, просчитанный минимум финансовых затрат. Стабилизируйте обстановку, чтобы подготовить фундамент для реализации более стратегических идей.
5. ВАШ КОЗЫРЬ — КОМАНДА ЕДИНОМЫШЛЕННИКОВ
Соберите вокруг себя настоящих единомышленников. Людей, которые готовы терпеть, упираться, делать то же, что интересно делать вам. «Вовремя раздружиться иногда более важно, чем вовремя подружиться» — ещё одно правило действий в кризисной ситуации. Уделите внимание тем, кто болеет душой за общее дело, кто не будет делать кислый вид, когда вы вместе берётесь за любую «чёрную» работу. Остальные могут оказаться балластом, оставьте их в покое. Мотивировать таких партнёров не время. Захотят — позже подтянутся сами.
Помните, для того чтобы добиться успеха, не стоит строить наполеоновских планов. Важно в душе быть Наполеоном. И тогда достигнете всего, к чему стремитесь!