Лидерство и тренерство: битва за умы и души

Время дорого! Может и не стоит тратить его на чтение статьи с сомнительной тематикой? Вы ведь не собираетесь зарабатывать деньги бизнес-тренерством?Именно эти вопросы задавали себе и мы — сотрудники Центра обучения Артлайф, когда стояли перед выбором: быть или не быть тренерскому образованию в Компании.

Бизнес-тренинг

Один из видов обучения, который, в отличие от психологического тренинга, имеет целью в первую очередь формирование деловых навыков и умений сотрудника и/или группы сотрудников фирмы.

(Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

Скажу честно: читать далее имеет смысл только тем, кто собирается делать лидерскую карьеру в бизнесе. И не только в сетевом. Лидером, руководителем, спонсором быть легче, обладая некоторыми навыками. Одна из «золотоносных» компетенций Лидера — умение вести за собой. Список качеств, знаний и умений для этого может быть длиннее Великой китайской стены. Одно из них, которое многих стоит — это умение быстро и эффективно обучать свою команду. Обучая сам, Лидер метит и попадает сразу во много целей: укрепляет личный авторитет, мотивирует тем, что считает необходимым «здесь и сейчас», передает и тут же контролирует знания и навыки, сплачивает и направляет команду в нужное направление.

Что такого чудесного и волшебного в тренинге?

Тренинг предполагает не «прослушивание», не «ознакомление», а тренировку и осознание. Команда нарабатывает навык «здесь и сейчас», кроме того в играх участники демонстрируют удачные и неудачные модели поведения.

Эффективности обучения через действие, игру есть обоснование. Ответьте на вопрос: в каком возрасте человек проще всего усваивает новые знания и модели поведения? Правильно. В раннем детстве. Игра для ребенка — это отработка уже пройденного и моделирование возможного. Но у взрослого человека свой жизненный опыт, свои методы анализа информации. С возрастом мы становимся более критичными, и нам мало только игр.

Если представить модель взрослого человека как содружество трех состояний: Дитя, Взрослый, Родитель (рис. 1), то становится понятно: максимально быстро усвоится то знание, которое будет «пропущено» и усвоено всеми эгосостояниями человека.

Родитель

Свод морально-этических принципов, ценностей и миссий. Это эго-состояние занимается контролем входящей информации по принципу «хорошо/плохо», формирует основные жизненные сценарии.

Взрослый

Фактическая обработка информации и объективный анализ без суждений. Это эго-состояние занимается обработкой входящей информации по принципу «логично/нелогично».

Дитя

Творческая и эмоциональная часть личности. Обрабатывает информацию по принципам «приятно/неприятно» и «интересно/неинтересно».

 

Проще говоря, «Дитя» должно наиграться и повеселиться (или напугаться и пострадать — зависит от стиля бизнес-тренера), «Взрослый» должен получить факты, цифры, внятную систему знаний, «Родитель» — сверить это все с жизненным опытом (и, конечно, иметь возможность поделиться этим самым опытом), проверить на ценностную совместимость информации и принять. Вот тогда полученные знания имеют шанс быть использованными на практике.

Лекция доносит информацию только до «Взрослого» и не может замотивировать наше «Дитя». Наставнические и нотационные презентации «Родителя» зачастую раздражают логичного и рационального «Взрослого». Фестивали, праздники — очень эмоциональные, мотивационные события. Почему даже после этого подъема и восторга нам зачастую трудно сдвинуться с места в реальной жизни? Эмоциональные «Детские» мероприятия блокируются «Родителем» и «Взрослым», которые после праздника включаются в критику полученной информации: «Я, конечно, рад, что работаю в такой Компании, но лично я — совсем другой человек. У меня не получится!» «Взрослый» и «Родитель» будут старательно критиковать и браковать все, что получено без их прямого участия и одобрения.

Вот и получается, что обучение должно обладать определенным сценарием, задействующим все эго-состояния человека. Бизнестренинг — уникальный в этом смысле формат преподнесения информации.

Как достичь «осознанной компетентности»?

Основная цель бизнес-тренинга — достижение участниками состояния «осознанной компетентности» (рис.2). Предполагается, что в ходе обучения они осознали неэффективные автоматические модели своего поведения и узнали, приняли, освоили на практике новые, более эффективные схемы действия. Наработка навыков, то есть переход к стадии автоматизма нового поведения — это задача посттренинговой практики. Именно такие задачи и должны решаться с согласия и одобрения всех трех наших Я. В общей структуре бизнес-тренинга есть место личным суждениям и анализу опыта участников — формат дискуссий, презентаций, обсуждений (родительское эго-состояние), обязательно есть информационная часть с доказательствами, цифрами и фактами — формат мини-лекций, практических расчетов и кейсов (взрослое эго-состояние). Детское начало в нашей личности отвечает за осознание и закрепление, эта часть обучения проводится в деловых, ролевых играх, разминках, которые несут не только смысловую и тренировочную нагрузку, но и создают атмосферу, необходимую для наилучшего восприятия и творчества.

Тренинг задействует нечто большее, чем личность. Целый арсенал тренинговых техник предназначен для активизации «коллективного разума». Это различные методы фасилитации*: работа в группах, командные задания, круглые столы, обсуждения, соревнования. Формат тренинга подходит под многие задачи бизнеса: обучить техникам продаж, «подстегнуть» продажи, обучить и простимулировать процесс рекрутинга в структуре, натренировать Партнеров на проведение презентаций и мероприятий. Даже мотивационные, праздничные события пройдут интереснее и полезнее в форме тренинга.

Стоит ли становится специалистом в этой области? Профессиональным бизнес-тренером?

ДА, если:

—     вас волнуют новые техники работы со структурой;

—     вам необходимы эффективные методы обучения структуры;

—     вы только планируете стать Лидером и формируете свою команду;

—     вы видите свое призвание в бизнес-тренерстве.

НЕТ, если:

—     вас полностью устраивает устоявшийся формат работы со структурой;

—     вы принципиально не помогаете своим Партнерам, считаете, что до всего они могут «дойти» сами;

—     вы полностью доверяете свою структуру вышестоящему Спонсору — он истинный Лидер ваших Партнеров.

Бизнес-тренер — это просто еще одна возможность! Как ей воспользоваться и что  от нее получить — ваш личный Лидерский выбор. Компанией Артлайф  разработана целостная система обучения Партнеров: от только что подписавшего контракт новичка до Президента. Школа Тренеров дает Лидеру возможность стать бизнес-тренером для собственной структуры. Обучение состоит из двух модулей: 1-й модуль подготавливает тренеров и координаторов для запуска системы Стартовых школ в регионе, 2-й модуль дает инструменты для проведения Лидерских тренингов.

Участникам Школы Тренеров Артлайф передается «тренинговый пакет»: пособия,  программы, набор игр и сценариев. Но главное — иной взгляд на работу своей команды и новое поле возможностей для обучения и рекрутирования. Тренерство в Артлайф — это новый уровень игры в бизнес.

 

*Фасилитация (англ. facilitate — облегчать, помогать) — облегчение взаимодействия внутри

группы, процесс оказания помощи группе в выполнении задачи, решении проблемы или достижения соглашения о взаимном удовлетворении участников.

Это метод организации эффективного группового обсуждения, когда собравшиеся в итоге выдают наилучшее решение, на которое они сегодня способны.

Содержание номера

Сегодня лидеры многих крупных компаний серьезно озадачились вопросом, как привлечь в свою команду молодежь. Необходимость «омолаживать» ряды своих партнеров признают все. Жизнь вокруг нас кипит и меняется. Методы, технологии и инструменты, которые помогали эффективно строить бизнес 10 лет назад, устаревают и уходят на второй план. На уровне логики все понимают, что быстрее всего к изменениям адаптируются молодые люди, и надеются, что появление молодежи в структуре вдохнет в бизнес дополнительную энергию, придаст дополнительный заряд.

Читайте на стр. 6

Любовь ИВАНОВА,

Партнер Компании в статусе Президент. Образование: педагогическое Профессия: учитель начальных классов, учитель истории, менеджер-организатор Опыт работы: учитель средней школы, редактор газеты, организатор и преподаватель Малой академии менеджмента при Центре переподготовки офицеров запаса. Стаж работы в сетевом маркетинге — 15 лет. Партнер компании Артлайф с мая 2009 года.в октябре 2009 года достигла статуса Президент.

Читайте на стр. 14

Время дорого! Может и не стоит тратить его на чтение статьи с сомнительной тематикой? Вы ведь не собираетесь зарабатывать деньги бизнес-тренерством?Именно эти вопросы задавали себе и мы — сотрудники Центра обучения Артлайф, когда стояли перед выбором: быть или не быть тренерскому образованию в Компании.

Бизнес-тренинг

Один из видов обучения, который, в отличие от психологического тренинга, имеет целью в первую очередь формирование деловых навыков и умений сотрудника и/или группы сотрудников фирмы.

Читайте на стр. 17

В январе 2010 года состоялась первая Школа Тренеров Артлайф. 18 Партнеров Артлайф получили сертификаты «Координатор Стартовой Школы Артлайф» и «Координатор Школы Директора Артлайф». Что значат эти звания для работы в Компании? Выпускники имеют право и достаточную квалификацию для организации и проведения Стартовых Школ для новых приглашенных Партнеров и могут самостоятельно организовать и наполнить тренингами региональное мероприятие Школа Директора.

Читайте на стр. 20