Инновации в вас самих!

Наталья КОШЛЯК,

бизнес-тренер, ведущая авторского курса Школы продаж инновационного продукта

Сегодня многие менеджеры активных продаж обращаются к бизнес-тренерам с одинаковыми вопросами: почему в наше время так сложно продавать новые продукты и услуги? Есть ли какие-то свежие, прогрессивные технологии продажи инновационных продуктов? Эти вопросы мне понятны, но, к сожалению, какого-то легкого секретного рецепта, которого все ждут, нет. Хотите знать, как эффективно продавать сегодня? Давайте разбираться вместе, здесь и сейчас!

Клиенту нужен эксперт!

Для начала предлагаю взглянуть на сегодняшнего потенциального потребителя. Что мы увидим? В первую очередь, человека, который почти никому не доверяет. Почему так происходит? Потому что все средства массовой информации пичкают потребителя статьями и сюжетами о подделках, мошенниках, о производителе, который экономит на качестве, о том, что ничего натурального не купишь — везде сплошная химия, и так далее.

В итоге формируется сознание человека, который никому не может довериться. Хотя потребность доверять у людей при этом только растет, ведь реализовать ее негде. Потребитель с такой картиной мира ищет ЭКСПЕРТА, то есть человека, который по-настоящему разбирается в продукте или услуге, который в состоянии развеять все его сомнения и сломать барьер его огромного недоверия. И прежде чем поверить эксперту и что-то купить, клиент еще будет тестировать его на прочность.

Поэтому, если вам интересны продажи, особенно БАД и любого оздоровительного продукта, важно понимать, с кем вам придется иметь дело. Сегодня к продавцу априори подходят даже не с нейтральной, а с негативной оценкой. И через этот скепсис нужно пробиться к тому человеку, которому, очень возможно, нужны ваш продукт и ваша помощь. А путь для этого один — нужно стать экспертом.

Переговорный процесс

Теперь, заново познакомившись с клиентом, переходим к взаимодействию с ним. Как же такому сложному человеку что-то продать, как это недоверие преодолеть? Для этого снова вернемся к общей теории.

Что такое активные продажи? Это не прилавок, это переговорный процесс с целью заинтересовать человека в вашем продукте. Смысл, суть переговорного процесса не столько в том, чтобы говорить самому, сколько в том, чтобы правильно реагировать на ответы. А правильно реагировать — это значит отвечать так, чтобы повести разговор в нужное вам русло и добиться результата. Еще Конфуций сказал: «Умейте общаться с людьми, и деньги вас найдут». Ничего более эффективного в продажах не придумали до сих пор.

Предугадать ходы

Правильно вести переговоры многим помогает так называемая SPIN-технология, созданная еще в начале 1990-х годов. Ее принцип в том, чтобы предугадать максимальное число ответов клиента и затем, путем логических выводов, показать человеку последствия его выбора в любом из возможных сценариев.

Например, человек вам говорит: «Ваш продукт мне неинтересен. Я свое здоровье уже поддерживаю с помощью таких-то препаратов». Значит, вы уже должны об этих препаратах что-то знать и рассказать ему, что будет, если он продолжит их принимать, какие его ждут осложнения. Или, если он отвечает: «Я о здоровье не забочусь, мне вообще все равно», тут вы должны быть готовы рисовать ему другие картины. И здесь важны не страшилки, а логика! SPIN-технология — это всегда выявление проблемы, которую человек недооценивает, и конечный смысл в том, чтобы предугадать максимум ходов собеседника и на каждый его аргумент иметь логичную, выстроенную цепочку контраргументов.

Казалось бы, все просто, но чтобы этим пользоваться, нужно очень хорошо владеть тремя качествами: блестяще знать свой продукт, столь же блестяще готовиться к встрече — все знать про клиента, будь это частное лицо или организация, и третье — применять эффективные переговорные техники. Когда вы совмещаете эти три аспекта: знание продукта, клиента и переговорного процесса, получается выгодный всем диалог.

Хочу все знать!

Сама SPIN-технология — это лишь принцип, скелет, по которому вы будете строить свою работу. На этот каркас успешный продавец должен нарастить огромное количество знаний и техник, которыми еще надо научиться пользоваться.

Чтобы работать по SPIN-технологии, нужно добавить к ней и техники слушания, и вопросы-уловки, и техники аргументации. Надо уметь находчиво ссылаться на ответы клиента, хорошо видеть, с кем вы говорите: какова картина мира человека, его основные убеждения, установки, как он использует логику... Нужно знать и конкурирующие препараты, и перечень авторитетных для человека информационных источников. И даже это не все.

Если с помощью такого арсенала средств вам удастся вселить в оппонента сомнения и направить его мышление в сторону вашего продукта — вот тогда уже будет результат. Хотя в любом разговоре существует несколько основных сценариев возражений, с такой технологией лучше идти к человеку, с которым вы уже многое проработали. Чем больше сценариев вы умеете применять на практике, тем больше у вас шансов заключить успешную сделку.

На самом-то деле вы продаете не добавку. Вы помогаете, вы заботитесь, вы даете простое решение

Учимся на ошибках

Теперь хотелось бы остановиться на неприятном, но полезном — на промахах, которые допускают современные продавцы-консультанты. Я много занимаюсь с людьми из разных компаний, но, увы, все они делают одинаковые ошибки.

1 ошибка

Неподготовленность

Переговоры похожи на экзамен: никогда не знаешь, какой билет попадется. Из всех навыков в каждом отдельном случае вам может пригодиться всего 5–10%, но знать все надо на 100%. Если в нужный момент вы не нашлись, что ответить, все — вы проиграли! Я с ужасом наблюдаю, как умные, энергичные люди едут общаться по миллионным сделкам неподготовленными! И, конечно, клиенты их щелкают, как орешки.

Если вы начинающий продажник, нужно либо заранее репетировать переговоры с опытным наставником, либо договориться, чтобы этот наставник ходил на первые встречи вместе с вами. Даже при этом, по моему опыту, свободно общаться и непринужденно реагировать на ответы продавцы начинают где-то через полгода. Ну, а если у вас уже есть опыт продаж, тем более — ищите как можно больше информации о вашем человеке, анализируйте ее, прописывайте все возможные повороты разговора.

2 ошибка

Эмоциональность

Переговоры — непростой процесс, и часто у продающего есть риск поддаться негативным или восторженным эмоциям. В то время как секрет всех переговоров — это изображение эмоций. Во время деловой беседы нельзя переживать, иначе отключится ваша способность рассуждать и быстро реагировать. Насколько вы впали в эмоции, настолько же вы ослабли рационально. Внешне можно показывать картинку любых чувств, но в уме при этом должна царствовать холодная логика!

3 ошибка

Нежелание анализировать

Стать успешным бизнесменом вам поможет только неустанная практика. А для чего нужно столько практики? Чтобы допускать ошибки и извлекать из них уроки! Ведь у вас есть индивидуальные слабые стороны, о которых не написано в пособиях. И эти стороны нужно обнаружить в ходе практики и устранить на раннем этапе.

После каждой встречи, особенно если она прошла неудачно, вам нужно сесть, письменно восстановить беседу и проанализировать ее: вот здесь мне стоило ответить так, здесь — повернуть на эту тему, здесь — спросить об этом, и только тогда вы начнете продвигаться вперед.

4 ошибка

Недостаточная настойчивость

Когда человек приходит в продажи, ему кажется, что он попал в рай! Он думает: «Сейчас у меня будут деньги!» Потом он попадает в ад — в ад обучения, когда нужно освоить огромное количество теорий. И на этом — первом аду — многие сдаются! Но даже те, кто не сдался, попадают во второй ад, где полученные знания нужно отрабатывать и раз за разом терпеть поражения. Зато, если люди через это проходят, они действительно попадают в рай, но уже другой. Поэтому, если вы видите, что у вас не получается, делайте выводы, трудитесь, бейтесь насмерть, но не сдавайтесь!

Рано или поздно количество переходит в качество. Какой-то мудрый человек сказал, что один из секретов успеха — в числе попыток. Люди же, сталкиваясь с первой неудачей, возвращаются на привычные рельсы. Очень мало тех, кто на самом деле проиграл, большинство неудачников — это просто те, кто сам себя в них записал, кто сдался раньше времени.

5 ошибка

Нежелание помогать

Открою секрет: на самом-то деле вы продаете не добавку. Вы помогаете, вы заботитесь, вы даете простое решение. «Я не продаю, я помогаю вам решить уже существующие проблемы и предупредить новые, чтобы вы были счастливы», — вот какой должен быть настрой! А если вам пытаются быстро продать товар, это сразу видно. Клиент считывает за две минуты, что вы пытаетесь на нем заработать и уже, конечно, больше вам не доверится.

Часто я вижу у продавцов внутреннюю злость, плохо скрываемое раздражение, нерешенные личные проблемы. Клиент инстинктивно чувствует эту угрозу и уже хочет только одного — убежать прочь. Раздражение или какой-то еще негатив не надо скрывать — его вообще не надо испытывать! Чтобы хорошо продавать, надо продавать то, что вы сами искренне считаете полезным. Нужно верить, что ваша продукция — это решение проблем человека, который сейчас сидит напротив.

6 ошибка

«Рельсы»

К сожалению, современный продавец приходит на встречу со своим жестким планом беседы в голове, он негибок и нетерпелив. Например, клиент испытывает сомнение, еще не задал ряд каких-то вопросов, не созрел, а продавец его толкает прямо к цели по своим уже проложенным рельсам. В итоге — срыв переговоров.

Успех же кроется в том, чтобы строить беседу не через ваши рельсы, а через ответ клиента. Почему? Да потому что клиенту на встрече должно быть максимально комфортно. И продавать нужно так, чтобы клиенту было легко, через призму его убеждений и потребностей. Но увы, большинство продажников предпочитает думать только о своем комфорте: «Я хочу сразу вот так, мне удобно про это». Забудьте! Пусть это будет стоить вам труда, неудобства, огромного терпения, но если благодаря этому клиент почувствует себя удобно, уютно и спокойно — он купит. И купит не один раз, а будет делать это постоянно.

Главная ошибка

Неумение слушать

И, наконец, мы подошли к главному недостатку, из которого вытекает почти все, что названо выше. Если вы преодолеете его, рано или поздно у вас получится и все остальное. Очень много продавцов вообще не умеют слушать. Вместо того чтобы услышать клиента и выдать реакцию на его реальное возражение, они воспринимают только знакомые типовые ответы и реагируют не на человека, а на собственные шаблоны. Как я сказала выше, переговоры — это правильная реакция на ответ, поэтому именно слушание, а не красноречие — залог успеха переговорщика.

Продавец должен не идти напрямую, а плести кружево вокруг конечной цели. И слушать, слушать: что отвечает человек, в чем его опасения, какая у него картина мира, какой интеллект, в каких отношениях его логика и эмоции. И, учитывая все эти факторы, с человеком нужно вести беседу, а не допрос. Вся информация должна поступать в его сознание как бы между прочим. Но это стоит совершенно другого труда.

Создать себя

Хотелось бы, чтобы специалисты по активным продажам поняли простую вещь: не существует такой панацеи, такой идеальной инновационной технологии, которая должна гипнотически действовать на клиента. Да, сейчас есть и продолжает появляться множество узконаправленных техник для разных случаев и проблем. Но какую бы технику вы ни освоили, она не спасет вас, если вы не работаете над собой.

Как и каждый клиент, каждый продавец индивидуален, и настоящая инновация кроется в том, чтобы вы открыли свои слабые и сильные стороны. Изучите себя. Честно признайтесь себе в том, что вам нужно усилить. Выбирайте себе те тренинги, которые решат ваши индивидуальные проблемы в продажах.

Мои самые успешные ученики — это те, кто сам осознал, чего им не хватает, и стал усердно над этим работать. Есть четыре качества продавца, без которых он не сможет добиться успеха: коммуникабельность,    желание учиться, желание соревноваться и чувство юмора. Если вдруг у вас проблемы с чем-то из этого списка, работайте над этим в поте лица. Эти качества нужно искать в себе, раскрывать, развивать. Например, без чувства юмора в продажах очень сложно. Инновация — в вас самих. Хотите узнать что-то новое — загляните в себя и найдете много сюрпризов, приятных или печальных. Инновация — в том, чтобы сделать себе уникальную базу знаний и навыков, создать из себя того, кем вы хотите быть, эксперта! Если человек верит в свой продукт, в себя, если он сформировал свою базу знаний и проработал все слабые стороны — такой продавец обязательно станет успешным.

 

 

Содержание номера

Прорывы в экономике и в деятельности конкретных предприятий невозможны без прорывов в мозгах, сердцах и душах людей!

Искусство жизни Артлайфт — умение быть первым и не бояться перемен. Мир вокруг нас постоянно меняется. Любые перемены для кого-то открывают возможности выигрыша, а для кого-то становятся причиной неудач. Увы, многие из нас так и продолжают нести в себе старые стереотипы, изжившие парадигмы, неэффективные привычки, которые мешают свободному движению к успеху и счастью.

Читайте на стр. 12

Владимир Савкин, Анжелика Безверхая, Николай Черников,

Партнеры Компании в статусе Президент, г. Липецк

Три сильных лидера — Анжелика Безверхая, Владимир Савкин и Николай Черников — являются одной из самых известных команд Артлайф. Это как раз тот случай, когда 1+1=10, 1+1+1=100, а то и 1 000. И сегодня они делятся совместным опытом работы и своими взглядами на новаторство.

Читайте на стр. 18

 Три презентации

Командный подход позволяет решить любую задачу гораздо эффективнее, чем индивидуальный. Так, на вопрос «Что такое Артлайф?» мы получили три разных ответа, которые идеально — как пазл — сложились в единую презентацию. Которую вы можете использовать в своей работе.

Анжелика Безверхая,

Партнер Компании в статусе Президент:

Читайте на стр. 24

Наталья КОШЛЯК,

бизнес-тренер, ведущая авторского курса Школы продаж инновационного продукта

Сегодня многие менеджеры активных продаж обращаются к бизнес-тренерам с одинаковыми вопросами: почему в наше время так сложно продавать новые продукты и услуги? Есть ли какие-то свежие, прогрессивные технологии продажи инновационных продуктов? Эти вопросы мне понятны, но, к сожалению, какого-то легкого секретного рецепта, которого все ждут, нет. Хотите знать, как эффективно продавать сегодня? Давайте разбираться вместе, здесь и сейчас!

Читайте на стр. 28